Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе
приспособленных для детей с ограниченными возможностями здоровья
Для реализации образовательной деятельности в детском саду оборудовано
11 групповых комнат, музыкальный зал, спортивный зал, тренажерный зал,
бассейн, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога – психолога.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ и
группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и
дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного
этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей
разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также
возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда
ДОУ обеспечивает:
- реализацию образовательной программы дошкольного образования
МДОАУ № 221;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ отвечает
актуальным принципам: содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная, в том числе для
детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным
оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивает:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников, экспериментирование с доступных детей материалами (в
том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость
пространства
предполагает
возможность
изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
Полифункциональность
материалов
предполагает
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; В ДОУ имеется
наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, пригодных для использования в разных видах детской
активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность развивающей предметно-пространственной среды
предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда любой
возрастной группы в МДОАУ № 221 «Сказка» г.Орска, создана с учетом
психологических основ конструктивного взаимодействия участников
воспитательно-образовательного процесса, в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Развивающая предметно - пространственная среда является доступной для
всех обучающихся.
Все игры и игровой материал находятся в свободном доступе для детей.
Педагоги внимательно следят за исправностью и сохранностью материалов и
оборудования.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон
(«центров» или «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих
материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее
оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия,
чередовать их в течение дня, а педагог дает возможность эффективно
организовывать образовательный процесс учетом индивидуальных особенностей
детей. Также в развивающей среде отражены продукты детского творчества как
продукт детской активности в преобразовании среды. В соответствии с
направлениями развития детей в групповых помещениях организованы центры
детской активности:
3.
Центры /уголки
Назначение по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
Создание условий в группе для воспитания у детей
Центр дежурства положительного отношения к труду. Создание условий для
развития трудовых навыков в процессе дежурства детей
Обеспечение возможности уединения ребенка, возможности
Центр
психологической расслабиться, устранить
беспокойство,
возбуждение,
скованность,
снять
разгрузки
эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы,
(«Уголок
увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным
уединения и
релаксации»)
Знакомство с правилами безопасного поведения на дороге,
дома, в природе; формирование предпосылок к осознанному
Центр
соблюдению детьми правил безопасного поведения.
«Безопасность»
Расширение познавательного опыта, его использование в
повседневной деятельности.
Формировать у детей представление о их ближайшем
окружении, семье; формирования патриотизма, как качества
Центр
проявляющегося в любви к своей Родине, расширение
патриотического
краеведческих
представлений
детей,
накопление
воспитания
познавательного опыта, воспитание уважения и интереса к
культурным ценностям и традициям русского народа
Развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме
Центр
и ориентировки в пространстве; развитие воображения,
конструирования
логического и образного мышления.
Обогащение
жизненного
опыта
детей,
Центр для
налаживание
контактов
и
формирование
организации
партнерских отношений со взрослым и сверстниками.
сюжетно-ролевых
Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об
игр
окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта.
Познавательное развитие
Центр природы Обогащение представлений детей о многообразии природного
мира, воспитание любви и бережного отношения к природе,
формирование начал экологической культуры, развитие
эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за
живыми организмами
Центр детского Расширение познавательного опыта детей, развитие
экспериментиров первичных естественнонаучных представлений; развитие
мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,
ания
классификация); формирование умений комплексно
обследовать предмет, овладение средствами познавательной
деятельности, способам действий
Формирование элементарных математических представлений,
Центр
развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса
математики
к действиям с числами, геометрическими фигурами и т.д.
Центр детской
книги
Центр речевого
развития
Центр
театрализации
Центр
музыкального
развития
Центр детского
творчества
Центр
физического
развития и
здоровья
Речевое развитие
Развитие познавательных и творческих способностей детей
средствами детской художественной литературы;
формирование навыка слушания, умения обращаться с
книгой; формирование и расширение представлений об
окружающем мире. Формирование умения самостоятельно
работать с книгой, «добывать» нужную информацию
Развитие речи детей дошкольного возраста, развития слуха,
слухового внимания и слуховой памяти, игры на развитие
мелкой моторики, артикуляции и дикции
Художественно-эстетическое развитие
Формирование интереса к миру театра, театрализованным
играм, обогащение игрового опыта детей, развитие
творческих способностей, воображения, эмоциональной
сферы.
Формирование интереса к музыке, знакомство с
музыкальными инструментами. Развитие творческих
способностей в самостоятельно-ритмической деятельности.
Формирование творческого потенциала детей, развитие
интереса к изобразительной деятельности, формирование
эстетического восприятия, воображения, художественнотворческих способностей, самостоятельности, активности.
Проживание, преобразование познавательного опыта в
продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости,
творчества. Выработка позиции творца.
Физическое развитие
Развитие двигательной активности и физических качеств
детей. Расширение индивидуального двигательного опыта в
самостоятельной деятельности. Формирование у детей
осознанного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающим.
Детская мебель и оборудование для помещений изготовлены из материалов,
безвредных для здоровья детей и имеют документы, подтверждающие их
происхождение и безопасность.
Каждая группа имеет свое название и соответствующий логотип. Логотип
облегчает узнаваемость группы для детей и родителей, является важным
элементом индивидуального стиля: используется при оформлении стендов,
обложек на документацию, оформлении веранды на прогулочной площадке, при
маркировке мебели и т.д.
1 младшая группа № 1 «Солнышко»
2 младшая группа № 2 «Колобок»
средняя группа № 3 «Семицветик»
2 младшая группа № 5 «Теремок»
подготовительная к школе группа компенсирующей направленности
№ 6 «АБВГДЕЙ-ка»
старшая группа № 7 «Золотая рыбка»
старшая группа № 8 «Непоседы»
средняя группа № 9 «Буратино»
подготовительная к школе группа № 10 «Подсолнушек»
2 младшая группа № 11 «Ручеёк»
старшая группа компенсирующей направленности № 12 «Почемучки»