Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Программа раскрывает содержание коррекционно-развивающей работы по преодолению тяжелых нарушений речи и успешную социальную адаптацию детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи и заиканием, а также сочетанными видами нарушений в условиях групп компенсирующей направленности.
Цель Программы: проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого-педагогической работы с целью социальной адаптации детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности ориентировано на актуальный уровень психического развития ребенка с ОВЗ и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности. Педагог в процессе реализации образовательной деятельности, учитывая возможности ребенка, варьирует роль компонента жизненной компетенции и академического компонента. Основным условием развития жизненной компетенции в условиях реализации образовательной программы дошкольного образования становится индивидуальные возможности ребенка и его интеграция в более сложное социальное окружение, где ребёнку с ОВЗ необходимо применить средства познания об окружающем мире.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений и дополнительный раздел.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях и раскрывает специфику их реализации для детей с ОВЗ: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Раскрывает содержание профессиональной коррекции тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами (в том числе коррекционными задачами) Программы